Потому, что многие субъекты РФ оказались не готовы к выполнению новых требований законодательства в сфере отходов производства и потребления, для них был установлен срок постепенного перехода к новой системе обращения с отходами, в частности жёсткими коммунальными отходами (ТКО), в которой ответственными за осуществление соответствующей деятельности субъектами становятся региональные операторы, – до 1 января 2019 года (разъяснения Минстроя России от 13 января 2017 г. "Об изюминках действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с жёсткими коммунальными отходами, в 2017-2019 годах"). Напомним, нормы об обязанности каждого субъекта РФ создать региональную программу в области обращения с отходами, утвердить территориальную схему в области обращения с отходами, выбрать регионального оператора и т. д. были внесены в закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (потом – закон об отходах производства и потребления) законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ.
На текущий момент территориальные схемы, в которых содержатся информацию о нахождении источников образования отходов, общем количестве отходов, месте нахождения объектов по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, и схема потоков отходов (ст. 13.3 закона от отходах производства и потребления), утверждены в 81 субъекте РФ, в девяти регионах найдены региональные операторы. Но ни одна из схем полностью не соответствует новым законодательным требованиям, исходя из этого они были утверждены с условием о корректировке в течение 2017 года, отметила глава Управления государственного надзора регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия Росприроднадзора Наталья Соколова в ходе прошедшего день назад особого совещания Совета при Президенте Российской Федерации по формированию гражданского общества и правам человека (СПЧ), посвященного проблемам утилизации отходов. Она выделила, что представляемые ведомству на согласование территориальные схемы не соблюдают требование о приоритете переработки отходов над их захоронением (п. 15 Баз политики в области экологического развития России на период до 2030 года), не содержат сведений о несанкционированных объектах размещения отходов, не устанавливают нормативы накопления отходов по сезонам. Помимо этого, не выполнены советы Росприроднадзора по указанию в территориальных схемах объемов биологических и медицинских отходов. Не обращая внимания на то что отношения в области обращения этих отходов регулируются особым законодательством (п. 2 ст. 2 закона об отходах производства и потребления), ведомство считает необходимым уточнение информации об их количестве и местах размещения.
Могут ли учитываться для целей налогообложения прибыли организаций затраты на разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, определите из материала "Учет комиссионных сборов за услуги (работы) сторонних организаций" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный
доступ на трое суток безвозмездно!
Получить доступ Получите полный
доступ на трое суток безвозмездно!
Согласование многих схем, даже с условием о доработке, было вынужденной мерой, потому, что в неприятном случае нереально начать работу по выбору региональных операторов, а часть схем согласовывалась до введения переходного периода, выделила представитель Росприроднадзора. Помимо этого, ряд схем низкой степени проработки по формальным показателям отвечают утвержденным требованиям к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в частности с ТКО (распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2016 г. № 197), исходя из этого для их неутверждения у ведомства не было оснований. Но, не обращая внимания на разъяснения о необходимости доработки схем, кое-какие регионы уже заявили о том, что не будут вносить никаких изменений, так в законодательстве не указаны основания для их корректировки, сказала Наталья Соколова. Исходя из этого Росприроднадзор думает, что в течение переходного периода необходимо уточнить новые положения закона об отходах и принятые во выполнение этих норм подзаконные акты.
Также считают и министерства, владеющие определенными полномочиями с сфере обращения отходов: Минприроды России, Минстрой России и Минпромторг России.
Так, Минпромторг России подготовил закон, предусматривающий экономические меры стимулирования раздельного сбора отходов, в частности установление дифференцированного тарифа на услуги ЖКХ в случае осуществления раздельного сбора мусора управляющими компаниями и ТСЖ, сказал глава министерства Сергей Донской. Он подчернул, что приоритет раздельного сбора подтверждается введением запрета на захоронение отходов, в состав которых входят нужные компоненты, подлежащие утилизации (п. 8 ст. 12 закона об отходах производства и потребления). В отношении 67 видов отходов данный запрет начнет функционировать уже с 1 января 2018 года, всего же в списке отходов, захоронение которых без разделения на фракции будет не разрещаеться, 182 вида отходов (распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р). Наряду с этим и захоронение предполагается сделать более надёжным – Минпромторг России создал проект приказа, предусматривающего оборудование объектов размещения отходов системами весового контроля, фото- и видеосъемки.
Помимо этого, министерство предлагает развивать университет расширенной ответственности производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов, полученных от их применения (ст. 24.2 закона об отходах производства и потребления). По словам Сергея Донского, зарубежный опыт говорит о том, что именно заинтересованные производители помогают создать работающую схему сортировки и переработки отходов.
Еще одно предложение Минпромторга России, которое поддержали все участники совещания, касается введения обязательного публичного дискуссии территориальных схем. Кстати, соответствующее положение содержится и в законе, подготовленном Минстроем России и внесенном в государственную думу Правительством РФ1. Кроме этого, документом предусматривается необходимость установления правительством порядка разработки, утверждения, согласования и корректировки территориальных схем, и закрепления обязанности операторов по обращению с ТКО и региональных операторов по соблюдению потоков отходов, указанных в территориальных схемах. Помимо этого, предполагается уменьшать размер платы за содержание жилого помещения на величину, соответствующую стоимости услуг по сбору, вывозу и утилизации ТКО, с месяца, когда услуги по обращению ТКО начинает оказывать региональный оператор и вводится плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Потому, что данный закон уже прошел первое чтение, скорее всего, поэтому в него будут вноситься все предлагаемые поправки, отметила глава Комитета Государственной думы по экологии и охране внешней среды, сопредседатель штаба Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева. Согласно ее точке зрения, необходимо закрепить в законодательстве нормы о стимулировании участия малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, уничтожении объектов накопленного вреда окружающей среде (соответствующее поручение содержится в списке поручений Главы Российской Федерации от 24 января 2017 г. № Пр-140ГС, данных по результатам состоявшегося 27 декабря 2016 года совещания Госсовета), и о наделении глав муниципалитетов полномочиями по контролю за деятельностью региональных операторов. Помимо этого, особенное внимание должно быть уделено установлению тарифов на обращение с ТКО в частном секторе. Сейчас обязательная плата за вывоз мусора планирует лишь с обитателей МКД, но после перехода на новую схему обращения с отходами соответствующая плата будет обязательна для всех (ст. 24.7 закона об отходах производства и потребления). Нужно избежать, чтобы в частном секторе, особенно на территории сельских поселений, сбор и транспортировка отходов с которых не выгодна для операторов из-за отсутствия там нужной инфраструктуры, были установлены через чур высокие тарифы, заключила депутат.
Минпромторг России, со своей стороны, планирует в скором будущем утвердить Стратегию развития индустрии по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Она предполагает, например, разработку мер поддержки российских производителей оборудования для переработки отходов, и обеспечение оптимального размещения мощностей по переработке отходов и доставки продуктов переработки потребителям вторичного сырья. Кстати, именно на создание российского оборудования по переработке отходов и денежную поддержку переработчиков, согласно точки зрения министерства, должен направляться экологический сбор. Недопустимо расходовать получаемые средства на рекультивацию свалок, уверен помощник Министра индустрии и торговли РФ Виктор Евтухов.
Также министерство разрабатывает пакет нормативно-правовых актов, определяющих статус вторичных материальных ресурсов. Из-за отсутствия в законодательстве и правоприменительной практике понятия вторичных ресурсов к сырью, которое образуется при обработке, используются нормы об отходах, что мешает полноценному вовлечению его в хозяйственный оборот, выделил помощник министра. В следствии на сортировку отправляется не более 10% от всей массы ТКО, а возвращается в промышленный оборот всего 3-5%. Закрепление нормативного регулирования вторичных ресурсов совместно с реализацией вышеуказанной стратегии разрешат, согласно расчетам министерства, создать условия, при которых захоронение либо хранение отходов, содержащих сырьевые компоненты, станет нерентабельным для хозяина отходов.
Помимо этого, Минопромторг России ратует за повышение нормативов утилизации отходов от применения товаров, которые на текущий момент составляют от 0 до 20%.
Потому, что представители всех соответствующих министерств и ведомств заявили о том, что 1 января 2019 года – конечный срок перехода на новую систему обращения с отходами, возможно высказать предположение, что к этой дате в законодательство будут внесены нужные согласованные поправки.
Но отдельной темой для дискуссии остается приоритетный проект "Чистая страна" (паспорт проекта утвержден протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому формированию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 г. № 12), предполагающий строительство четырех объектов по термическому обезвреживанию ТКО в Столичной области и одного в Республике Татарстан. В паспорте проекта указано, что создаваемые производственные мощности будут экологически надёжными, но обитатели территорий, на которых планируется размещение фабрик, выступают против, поскольку опасаются сжигания на них накопленных отходов, в частности страшных, без сортировки. Члены СПЧ со своей стороны указали на то, что данная программа предполагает использование термического обезвреживания отходов, не смотря на то, что оно является наименее приоритетным в силу закона (п. 2 ст. 3 закона об отходах производства и потребления), а значит противоречит основным направлениям политики в области обращения с отходами. Помимо этого, как отметил в заключение помощник председателя Совета Евгений Бобров, перед разработкой проекта не было проведено сравнение эффективности и степени действия на внешнюю среду сжигания отходов и таковой, к примеру, альтернативы, как прессование и временное – до создания инфраструктуры по сортировке и переработке – захоронение отходов. Эти факты также в планах отразить в советах СПЧ, которые будут сформированы по результатам совещания и направлены в частности Президенту Российской Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий